IP телефония

IP-телефония

В настоящее время практически все предприятия при организации связи со своими подразделениями пользуются или готовы воспользоваться технологиями передачи голоса по протоколу IP. Экономическая эффективность и работоспособность такого решения уже неоднократно подтверждены на практике. Совершенно иная ситуация с телефонией внутри подразделения и предприятия в целом. Несмотря на бурное развитие новых технологий, большинство руководителей настороженно относятся к их внедрению при строительстве офисных телефонных сетей. До сих пор к технологиям IP-телефонии обращаются в основном в тех случаях, когда необходимо построить сложную систему телефонии, например call-центр.

Что к чему, и почему? 

IP-телефония предназначена для замены традиционной телефонной сети в подразделении. IP-АТС могут соединяться друг с другом по IP-транкам и выходить в телефонную сеть общего пользования по аналоговым каналам напрямую либо через отдельные голосовые шлюзы. Абонентские устройства работают с IP-АТС через сеть IP. Перевод голоса из аналоговой формы в цифровую выполняется на абонентском устройстве.  

Насущные решения 

Прежде всего, на базе протоколов стека IP (SIP и H.323) можно передавать сигнализацию дополнительных видов обслуживания, которые недоступны в традиционной телефонии. IP-АТС намного более «интеллектуальны» и способны к взаимодействию с бизнес-приложениями чем традиционные УПАТС. Приведем несколько примеров реализации таких решений у разных производителей.

1.            Абонентское устройство или IP-телефон – гораздо более мощный рабочий инструмент, чем обычный телефон, можно сказать, что это специализированный голосовой мини-компьютер. Например, современные системы IP-телефонии могут взаимодействовать с базами данных клиентов, что позволяет одновременно с получением звонка видеть данные о звонящем на экране телефона или компьютера. Это обеспечивает значительную экономию времени на обслуживание клиента. Телефонный справочник компании не нужно печатать, так как IP-телефон может отображать его на своем экране, и при этом он может быть легко перенесен за пределы здания, города или района в нужное вам место. Решения на базе IP-телефонов находят применение для надомных работников или небольших удаленных подразделений (агентские точки страховых компаний, торговые павильоны)

2.            Корпоративная сеть IP-телефонии, реализованная в масштабах всего предприятия, позволяет объединять территориально разнесенные офисы и предприятия в единое телефонное пространство. Телефонный сервис у абонентов в разных городах абсолютно идентичен: сокращенная нумерация, индикация абонентов на кнопках системных аппаратов, обратные вызовы, конференции, прием и передача сообщений. Дополнительно к этому можно реализовать новые интересные сервисы, такие как маршрутизация клиентских звонков по территориальному принципу. Клиенты могут набирать один и тот же номер телефона (легко запоминаемый, а может быть, даже единый для всей страны), но звонок будет приходить на ближайший к клиенту пункт обслуживания. Кроме того, появляется возможность отказаться от ночных смен операторов и агентов, благодаря тому, что звонки в нерабочее время могут поступать в ближайший работающий центр обслуживания. Таким образом, ни один клиент не останется не обслуженным, даже если он обратился к вам после окончания рабочего дня. Естественно, это предполагает наличие у компании единой централизованной клиентской базы и электронной системы документооборота

3.            Интеграция системы IP-телефонии с другими бизнес-системами компании позволяет реализовывать новые методы работы с клиентами. При необходимости клиент прямо со своего компьютера нажимает кнопку вызова, и у агента звонит телефон. Если клиент на своем компьютере имеет микрофон и динамик или гарнитуру, то разговаривать он может непосредственно через компьютер. Если у него нет такой возможности, то ему предложат ввести номер телефона, на который ему можно позвонить. Система сама сделает обратный звонок клиенту через телефонную сеть.


SoftPhone – приложение на компьютере, телефон коммивояжера. Работает он как обычный IP-телефон, практически из любой точки доступа в Интернет. Уехав в другой город, страну или на другой континент, ваш сотрудник всегда будет на связи со своей телефонной системой. Его телефонный номер при этом остается без изменений. Что особенно важно, он может пользоваться всеми услугами телефонной сети компании. А если SoftPhone установлен на КПК, то, учитывая развитие беспроводных сетей, обеспечивающих непрерывное покрытие, он может стать аналогом мобильного телефона. Но это пока далекое будущее, даже для больших городов с развитыми беспроводными сетями. 

Выбор – за потребителем

Количество инсталляций решений на базе IP-телефонии в России растет год от года. Большинство проектов новых call-центров и сетей, требующих новых услуг, выполняются на базе IP. Уже и в России операторы связи начинают прорабатывать варианты замены стандартных сетей телефонии на IP-телефонию на уровне конечного пользователя. Цены на оборудование постоянно снижаются, и сегодня стоимость решений на базе IP-телефонии и стандартной телефонии практически сравнялась. Положительные отзывы и коммерческие успехи компаний, уже установивших у себя IP-телефонию, заставляют многих следовать их примеру. Таким образом, те, кто всего несколько лет назад предрекал «скорую революцию», возможно, оказались не мечтателями, а реалистами. 

Сегодня на общемировом рынке достигнуто относительное равновесие по объемам продаж решений IP и традиционной телефонии, но нужно смотреть в будущее. Пока аналитики предрекают рост IP-телефонии, но не говорят о «скорой смерти» традиционной (что, впрочем, понятно, учитывая сделанные в прошлом инвестиции). Какая технология победит в вашем офисе – молодая, модная и красивая или старая, проверенная и известная – решать вам.